Положение о контроле учебной работы и оценке знаний студентов в ОшТУ

    В положении определены формы контроля учебной работы студентов в соответствии с требованиями учебных планов и соответствующих программ. Составлено в соответствии с инструктивными письмами МОиН КР «О контроле учебной работы и оценке знаний студентов на экзаменах», Положением о курсовых экзаменах и зачетах в вузах КР, «О дополнительных образовательных услугах».
    Контроль учебной работы студентов во всех его формах должен направляться на объективный и систематический анализ хода изучения и усвоения студентами учебно-программного материала в полном соответствии с требованиями квалификационных характеристик, учебных планов и программ с последующим использованием этих данных для повышения уровня преподавания и улучшении организации учебного процесса.
    1. Проведение контроля учебной работы студентов в межсессионный период.
    1.1. К контрольным мероприятиям, проводимым в течение семестра в соответствии с графиком самостоятельной работы студентов, относятся рейтинги (модули), контрольные работы, домашние задания, курсовые проекты и работы, а также текущий опрос во время практических занятий, выступления на семинарах. Оценки по указанным видам контроля знаний определяют итоговый результат аттестации студентов.
    1.2. Рейтинги проводится с целью контроля усвоения студентами знаний по отдельным разделам лекционных курсов учебных дисциплин.
    Рейтинг проводит лектор с участием преподавателя, ведущего в данной группе практические, семинарские или лабораторные занятия.
    Вопросы, входящие в программу рейтинга, а также необходимая научно- техническая литература сообщается студентам перед проведением рейтинга.
    Рейтинг проводится по расписанию учебных занятий по данной дисциплине. Время на подготовку к рейтингу входит в число часов самостоятельной работы студентов отдельным разделом и не должно превышать 4 часа.
    Уровень оценки знаний студента на основе устного опроса оценивается дифференцированной оценкой. В случае неудовлетворительной оценки студенту назначается новый срок сдачи рейтинга во внеаудиторное время в течение двух последующих недель.
    При повторной неудовлетворительной оценке материал рейтингов выносится на зачет или экзамен.
    1.3. Контрольные работы проводятся с целью контроля усвоения студентами знаний лекционного курса, оценки навыков и умений, приобретенных в ходе практических занятий, а также для проверки умения решать различного рода задачи, развивающие профессиональные навыки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста.
    Контрольные работы проводятся по расписанию в часы учебных занятий. Время на подготовку к контрольной работе входит в число часов самостоятельной работы студентов и не должно превышать 4 часа.
    Контрольная работа оценивается дифференцированной оценкой. В случае неудовлетворительной оценки студенту назначается новый срок написания контрольной работы во внеаудиторное время в течение двух последующих недель.
    1.4. Домашние задания имеют целью контроль приобретенных студентом навыков и умений в области инженерных построений и расчетов.
    Преподаватель, ведущий занятия в академической группе, еженедельно контролирует ход выполнения домашнего задания. Срок выполнения студентами домашних заданий не должен превышать трех недель с момента изложения соответствующего материала в лекционном курсе.
    В случае невыполнения студентом одного из домашних заданий в течение семестра студент не получает зачета по соответствующей дисциплине, а при отсутствии зачета в учебном плане не допускается к экзамену.
    1.5. Выполнение студентами курсовых проектов и работ способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, полученных за время обучения, и применению этих знаний к комплексному решению конкретной инженерной задачи в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста. Задание на курсовое проектирование выдается студентам в начале семестра. Содержание курсовых проектов и работ должно быть увязано с целями соответствующих учебных дисциплин.
    Руководитель курсового проекта (работы) проводит еженедельные индивидуальные консультации в часы учебных занятий или в специально отведенное для этого время, осуществляя постоянный контроль за самостоятельной работой студентов над курсовым проектом или работой. На кафедре должен быть вывешен график консультаций студентов с руководителями курсового проекта (работы), а также расписание приема защит выполненных курсовых проектов (работ) с указанием конкретной даты для каждого студента.
    Защита проекта (работы) проводится перед специальной комиссией, назначаемой заведующим кафедрой, с участием непосредственного руководителя проекта (работы). Результаты защиты курсового проекта (работы) оцениваются дифференцированной оценкой.
    Студент, не представивший в установленный срок курсового проекта или не защитивший его по неуважительной причине, считается имеющим задолженность.
    2. Оценка знаний студентов на экзаменах и зачетах.
    2.1. Курсовые экзамены и зачеты являются важнейшим видом контроля учебной работы студентов, на основе которых оценивается уровень усвоения будущими специалистами дисциплин учебною процесса.
    При рассмотрении в установленном порядке вопросов начисления студентам стипендии, перевода с курса на курс, отчисления из ВУЗа, распределения выпускников, а также других вопросов, касающихся студентов, должна приниматься во внимание успеваемость, которая определяется исходя из итогов сдачи экзаменов и зачетов.
    2.2. Прием экзаменов является важным элементом процесса подготовки специалистов и должен находиться под постоянным контролем со стороны кафедр и деканатов.
    Экзамен принимает преподаватель (профессор, доцент или старший преподаватель), как правило, читающий курс лекций по данной дисциплине.
    Зачеты принимает преподаватель, проводивший практические (лабораторные) занятия с данной группой.
    2.3. При проведении зачетов положительные результаты аттестаций или при их отсутствии положительные оценки по основным разделам курса при проведении практических занятий, защите всех лабораторных работ являются основанием для получения зачета по соответствующей дисциплине без дополнительного опроса студентов.
    Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основании представленных рефератов (докладов) или выступлений студентов на семинарах.
    По общественным наукам зачеты проводятся путем опроса студентов. Преподавателю предоставляется право поставить зачет без опроса тем студентам, которые активно участвовали в семинарских занятиях.
    Зачеты по отдельным курсам, не имеющим экзаменов, проводятся по окончании чтения лекций до начала экзаменационной сессии.
    Учебная практика студентов засчитывается преподавателем на основе отчетов, составленных студентами в соответствии с утвержденной программой. Зачет по производственной практике проставляется на основе результатов защиты студентами отчетов перед специальной комиссией, назначаемой заведующим выпускающей кафедрой, с участием руководителя производственной практики.
    2.4. Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой «зачтено», «не зачтено». Зачеты с дифференцированными оценками («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») проставляются по курсовым проектам (работам), производственной практике, по начертательной геометрии.
    2.5. Студенты допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи установленных расчетно-географических и других работ по дисциплинам учебного плана данного семестра. Не допускается проведение зачета в форме экзамена с опросом по всему  материалу сдаваемой дисциплины.
    2.6. Деканам факультетов с учетом мнения общественных организаций предоставляется право в индивидуальном порядке без освобождения от текущих занятий по другим дисциплинам разрешить хорошо успевающим студентам досрочную сдачу экзаменом при условии наличия у студента положительных оценок по мероприятиям межсессионного контроля знаний и зачета по данной дисциплине.
    2.7. Студентам, активно участвующим в работе общественных организаций университета, в научной работе, успешно сочетающим учебу и занятия спортом или художественной самодеятельностью, а также отличникам учебы и обучающимся по  индивидуальному плану, декан факультета по ходатайству выпускающей кафедры и соответствующих организаций может в порядке исключения разрешить индивидуальный график занятий в пределах общего срока обучения.
    В этом случае студенты могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, установленные деканом факультета.
    2.8. В конце учебного семестра назначается зачетная неделя, в течение которой студент сдает зачеты и защищает курсовые проекты (работы). Занятия в это время проводятся строго в соответствии с расписанием. В этот же период подводятся итоги промежуточных контрольных мероприятий, которые проходили в течение семестра. После сдачи всех этапов зачетной недели студент обязан поставить в известность сотрудников деканата о завершении данного этапа. Заместитель декана (методист деканата) вносит эту информацию в семестровый журнал специальности (направления) и ставит в зачетную книжку штамп о допуске студента к экзаменационной сессии.
    После зачетной недели студент приступает к подготовке и сдаче экзаменов (экзаменационной сессии). В случае отсутствия штампа деканата в зачетной книжке о допуске к экзаменационной сессии студент до экзамена не допускается. В исключительных случаях студент может быть допущен к экзамену без штампа при наличии экзаменационного листа, подписанного деканом факультета, если у него на начало экзаменационной сессии не более одного несданного зачета. Исключение представляют студенты, предоставившие оправдательные документы о семейных обстоятельствах или медицинскую справку из студенческой поликлиники, которые свидетельствовали бы об объективной невозможности сдачи экзаменов по графику. В этом случае декан может установить индивидуальный график и продлить студенту сессию на срок не далее даты начала следующего семестра. Во всех других случаях студент должен быть отчислен из университета как не справившийся с графиком учебного процесса.
    Студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни или по другим причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные командировки, стихийные бедствия), подтвержденным соответствующим документом, декан факультета устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов.
    2.9. Расписание экзаменов для всех форм обучения составляется деканатом факультета по возможности с учетом предложений заведующих кафедрами и студенческих организации, утверждается проректором по учебной работе и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за неделю до начала экзаменов.
    Расписание составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено, как правило, не менее 3-4 дней.
    Как правило, за день до экзамена планируется консультация по экзамену.
    2.10. В аудиториях, где проводится экзамен, может находиться не более 10 студентов на одного экзаменатора. Присутствие на экзаменах посторонних лиц не допускается. Экзамен имеют право посещать с целью контроля только представители ректората, работники учебной части, деканата, заведующий кафедрой, ведущий лектор по курсу.
    Продолжительность подготовки студентов к экзамену - не более 45минут, продолжительность опроса - не более 30 минут.
    2.11. Экзамены проводятся по билетам в устной или письменной форме. Форма проведения экзамена устанавливается советом факультета.
    По каждой дисциплине преподавателем, читающим лекции, готовится комплект экзаменационных билетов (комплект должен составлять не менее 25-30 штук), каждый из которых включает по 2-3 вопроса, относящихся, как правило, к разным разделам курса. Преподаватель составляет два экземпляра данного комплекта, один хранится в делах кафедры, второй находится у преподавателя.
    Вопросы экзаменационных билетов должны соответствовать учебной программе дисциплины, целям и задачам в подготовке кадров конкретного профиля и должны быть направлены на глубокую проверку уровня усвоения студентами учебно-программного материала, определение качества знаний, умений и навыков, которым должен обладать будущий специалист на конкретном этапе обучения.
    В ходе экзамена студенту могут быть заданы дополнительные вопросы, касающиеся других разделов курса.
    Во время экзамена студенты могут пользоваться учебной программой дисциплины, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями.
    2.12. Основой для определения оценки на экзаменах служит уровень усвоения студентами материала, предусмотренного учебной программой соответствующей дисциплины.
    При получении неудовлетворительной оценки на экзамене повторная пересдача тому же преподавателю разрешается только один раз на основании экзаменационного листа, полученного в деканате. Методист деканата, выдавая экзаменационный лист, регистрирует его в журнале. Экзаменационный лист является документом строгой отчетности.
    При пересдаче более одного раза на положительную или повышенную оценку заведующим кафедрой может быть назначена экзаменационная комиссия (состав не менее трех человек), в которую обязательно входят заведующий кафедрой и преподаватель, ведущий данный курс. Экзаменационная комиссия может быть назначена заведующим кафедрой по мотивированной просьбе студента. В случае получения неудовлетворительной оценки на комиссии студент отчисляется из вуза.
    На экзамене оценка не может быть снижена из-за непредставления студентом конспекта лекций, непосещения каких-либо мероприятий, а также по другим причинам, не имеющим прямого отношения к уровню знаний экзаменуемого.
    2.13. Кафедры должны обеспечить объективность и единообразие требований, предъявляемых на экзаменах, с учетом роли данной дисциплины в изучении других дисциплин учебного плана и дальнейшей профессиональной деятельности выпускника.
    С этой целью на кафедрах должны быть разработаны критерии оценки уровня знаний студента по соответствующим дисциплинам. Оценку «удовлетворительно» заслуживает студент, показывающий знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя; оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой знаний. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжать обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных знаний по соответствующей дисциплине.
    2.14. Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости.
    Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости словами «не явился». Если эта неявка была по неуважительной причине, то деканом факультета проставляется неудовлетворительная оценка.
    2.15. Студент, получивший на экзамене оценку «неудовлетворительно», имеет право пересдать экзамен с разрешения деканата в последние два дня сессии или последние два дня каникул перед началом следующего семестра.
    При наличии уважительных причин деканат по согласованию с соответствующей кафедрой устанавливает студенту конкретный срок ликвидации академической задолженности до 1 марта за осенний семестр и до 1 сентября - за весенний.
    2.16. Студенты, имевшие в течение семестра большие отставания в выполнении учебного графика и получившие неудовлетворительные оценки на экзаменах, направляются деканатом для повторного изучения соответствующей дисциплины.
    Кафедрами, по специальностям которых деканатами определена необходимость проведения повторных учебных занятий, на период каникул организуются ежедневные шестичасовые занятия силами преподавателей, имеющих право принимать экзамены.
    У студентов, устранивших проблемы в знаниях в ходе повторного изучения курса, принимаются экзамены в последние два дня каникул.
    2.17. Студенты, полностью выполнившие требования учебного плана данного курса, успешно сдавшие все экзамены и зачеты, переводятся на следующий курс приказом по университету по представлению декана факультета.
    Студенты, не ликвидировавшие задолженность в установленный срок, подлежат отчислению либо, если они не смогли сдать по уважительной причине, могут быть оставлены на повторный курс или представляется академический отпуск в установленном порядке. Студенты, ликвидировавшие академическую задолженность в установленный срок, считаются студентами данного курса.
    2.18. Деканаты и кафедры должны тщательно рассматривать результаты каждой экзаменационной сессии. Основное внимание должно уделяться выявлению трудностей и недостатков в подготовке специалистов, определению причин, вызывающих эти трудности и недостатки, разработке и осуществлению мероприятий по их предотвращению. По результатам курсовых зачетов и экзаменов кафедры обязаны обобщить сведения о типичных ошибках студентов и пробелах в их подготовке, намечая на этой основе конкретные практические шаги по улучшению преподавания и изучению сложных для усвоения студентами разделов и тем.


    Яндекс.Метрика
    Скачать лучшие шаблоны Joomla бесплатно.
    Как создать личный сайт.