Дистанционное обучение

Система дистанционного обучения в Ошском технологическом университете  имени академика М.М. Адышева

СОДЕРЖАНИЕ  

  1. Общие положения.
  2. Цели и основные стратегические направления развития системы ДО в ОшТУ.
  3. Социальные и профессиональные группы, на которые рассчитано ДО ОшТУ.
  4. Учебно-методическое обеспечение ДО.
  5. Информационно-техническое и маркетинговое обеспечение ДО.
  1. Общие положения.

В связи с интенсивным развитием информационных технологий, и особенно интернет-технологий, проблема развития дистанционного обучения приобретает особую значимость. Проблемы развития дистанционного образования стали рассматриваться гораздо шире, чем первоначально. С учетом интенсивного развития информационных технологий в мире меняется и сам образовательный рынок и образовательная среда, в рамках которой реализуется процесс обучения. Мировые тенденции все ярче показывают, что будущее за гибкими моделями образовательного процесса, в котором активно используются различные средства, методы и технологии, в том числе и дистанционные.

Основными целями использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются:

  • соответствие образовательной системы мировым тенденциям и росту спроса на качественные образовательные услуги;
  • развитие, участие и использование возможностей единого образовательного пространства мирового сообщества;
  • обеспечение принципиально нового уровня доступности качественного образования, исключая территориальные барьеры;
  • создание и использование новых форм обучения для повышения качества обучения при их интеграции с другими формами обучения.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и ДОТ позволяет:

  • создать и развивать полноценную систему ДО;
  • развивать новые современные методы обучения;
  • создавать и адаптировать образовательные материалы в качественно новых формах.

Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально именно для нашей республики, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов.

Получив учебные материалы в электронном или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке Кыргызской Республики (КР) и ближнего, дальнего Зарубежья.

Компьютерные системы могут проконсультировать, протестировать выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, открыть доступ к электронным ресурсам. Учебные курсы открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.

Дистанционное обучение, также как и очное, имеет три формы знаний — теоретические, теория и практика и практические. Основное отличие дистантного обучения заключается в невозможности постоянного контакта между обучающим и обучающимся. В данной форме обучения вся информация передается на различных электронных носителях. Однако возможны различные варианты контакта во время курса. Например, установочные сессии (приезд слушателей к ВУЗ) или видео-аудиоконференции и.т.д. Дистанционная форма обучения не является худшей по сравнению с очной. Несмотря на отсутствие преподавателя или тренера, повышается ответственность обучающегося и делается особый упор на самостоятельную работу.

Большинство высших учебных заведений Кыргызской республики в настоящее время переходят к применению средства и методы дистанционного обучения, проводятся конференции, семинары, которые обсуждаются проблемы ДОТ. Получили развитие кейс-технологии, Интернет (сетевые) и телекоммуникационные методы дистанционного обучения. Вступают в силу новые нормативные документы, создающие правовую основу для использования дистанционных технологий в образовательном процессе.

  1. 2. Основные цели и стратегические направления развития ДО в ОшТУ.

Основными целями использования ДОТ в ОшТУ являются:

  • Диверсификация технологий образования в ОшТУ в соответствии с современными мировыми тенденциями.
  • Максимальное удовлетворение высокого спроса на качественные образовательные услуги ОшТУ (подготовка абитуриентов, общеобразовательные программы, высшее профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка).
  • Участие ОшТУ в едином образовательном пространстве мирового сообщества, в том числе обмен и полноценное использование полного спектра информации, взаимодействие с другими участниками мировой образовательной системы.
  • Преодоление территориальных барьеров для обучения в ОшТУ и обеспечение доступности обучения для всех слоев населения.
  • Интеграция ДОТ и новых форм обучения с классическими формами обучения с целью повышения их эффективности. Внедрение современных инструментальных средств контроля качества образования.
  • Расширение сферы основной деятельности ОшТУ.

Основными стратегическими направлениями развития системы ДО ОшТУ являются:

  • создание полноценной системы ДО в ОшТУ с участием всех структурных подразделений;
  • создание распределенной системы региональных центров ДО;
  • создание системы стандартов и системы контроля качества дистанционных образовательных программ;
  • создание эффективных механизмов самофинансирования системы ДО и порядка использования средств, получаемых от реализации программ ДО;
  • создание международных партнерских связей ОшТУ в рамках внедрения инновационных образовательных технологий.
  1. Социальные и профессиональные группы, на которые рассчитано ДО ОшТУ.

В первую очередь ДО ОшТУ рассчитано на:

  • специалистов, бакалавров и магистров, желающих получить (повысить) квалификацию по программам высшего (дополнительного) образования;
  • граждан, желающих пройти переподготовку в связи со сменой сферы деятельности;
  • граждан, желающих получить дополнительные общеобразовательные услуги с целью получения дополнительных знаний (в частности, учащиеся средних школ и молодежь);
  • студентов ОшТУ и других вузов, в том числе обучающихся в колледжах.
  • граждан иностранных государств.

Внедрение системы ДО в ОшТУ осуществляется с учетом всестороннего контроля качества дистанционных образовательных услуг с целью сохранения высокого уровня подготовки и статуса получаемых документов об образовании. В рамках системы ДО постоянно действует комиссия по качеству дистанционных образовательных услуг.

Использование лицензионных программных средств и продуктов в системе ДО ОшТУ требует особого контроля.

  1. Учебно-методическое обеспечение ДО.

Специальное учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения включает:

  • электронные и мультимедийные учебники, учебные пособия, лекции (и их печатные варианты);
  • методические руководства для виртуальных лабораторных (семинарских) занятий а также для выполнения курсовых, дипломных работ (проектов);
  • компьютерные обучающие программы;
  • программно-педагогические тесты;
  • учебные видеофильмы;
  • аудио- и видеолекции;
  • модульные учебно-методические комплексы, рабочие учебники;
  • а также новые педагогические приемы и методики их использования и.т.п.

Создаются интегрированные сетевые учебно-методические комплексы, которые можно реализовать в режиме off и on-line обучения в интегрированной региональной образовательной среде, либо в форме распределенного обучения, распределенных интернет-тренингов при реализации образовательных программ в сферах высшего образования, а также дополнительного профессионального образования. В рамках интегрированных сетевых обучающих курсов Интернет используется не только как средство доставки информации, но и как образовательная среда.

В структуру сетевого учебно-методического комплекса входят:

  • учебные и учебно-методические материалы;
  • программное обеспечение (для имитационного моделирования содержания предметной области, для моделирования условий будущей профессиональной деятельности, используемое в практической деятельности предприятий и др.);
  • банк тестовых заданий;
  • средства коммуникации (электронная почта, доска объявлений, форум, чат).
  1. Информационно-техническое и маркетинговое обеспечение ДО.

Электронные компоненты учебно-методических комплексов размещаются в единой информационно-образовательной среде университета т.е. в образовательном портале ИС AVN, которые размещаются на серверах ОшТУ.

Структурные подразделения ОшТУ самостоятельно обеспечивают маркетинг своих дистанционных образовательных программ, в том числе, используя технические возможности университета.

ОИиИТО и факультеты ОшТУ координируют и поддерживают информационное сопровождение программ ДО, использование современных средств маркетинга и конкурентных преимуществ образовательных программ для продвижения дистанционных образовательных программ ОшТУ на Республиканском и международном рынке дистанционных образовательных услуг.

ОшТУ обеспечивает условия для коммуникации, обменом опытом и взаимной поддержки между всеми участниками системы ДО ОшТУ, в частности путем проведения курсов, семинаров по дистанционному образованию, учреждения конкурсов и грантов на лучшие проекты с использованием дистанционных образовательных технологий.